Понедельник, 30.11.2020, 05:15
          Одеський 
Дошкільний Навчальний Заклад 
   «Ясла - садок» № 307

 Гіперактивність дітей

Меню сайту
Вхід на сайт
Пошук
Календар
«  Ноябрь 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Архив записей
Наше опитування
Оцініть наш сайт
Всего ответов: 20
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

«Гиперактивность»

Как часто родители подвижного, любопытного, с низкой устойчивостью внимания ребенка слышат от знакомых и педагогов «У Вас гиперактивный ребенок!». И родители воспринимают эту фразу как приговор, начинают читать о симптомах гиперактивности и приниматься самостоятельно «лечить» ребенка.

Для начала, следует разобраться в терминологии.

Гиперактивность детская – синоним СДВГ.

СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью) – одна из форм минимальных мозговых дисфункций, в основе которой лежит дисбаланс нейротрансмиттеров (вид гормонов в головном мозге, которые передают информацию от одного нейрона к другому) в мозге ребенка, проявляется в избыточном уровне рассеянности, импульсивности, гиперактивности.

Рассеянность – нарушение способности удерживать непрерывное внимание на задании.

Импульсивность – нарушение способности думать перед тем как действовать.

Гиперактивность – неадекватные, лишние моторные движения, суетливости и непоседливости.

Мозг ребенка с СДВГ работает циклично: через каждые 10 минут работы – отключение на 5 – 7 минут. В это время ребенок начинает крутиться, срываться с места, отвлекаться на дополнительные стимулы. Установлено, что в этот момент энцефалограмма такого ребенка показывает альфа-ритм, т.е. мозг спит. 

Гиперактивность проявляется уже в возрасте 4 – 7 лет, раскрывается к 7 годам – что соответствует началу учебы в школе. В этом состоит опасность гиперактивности не только для поведения ребенка в классе, но и для его учебы и места в жизни. Если не уделить этому моменту достаточно внимания, ребенку навсегда привьется отвращение к учебе. Во взрослом возрасте гиперактивность накладывает свой отпечаток в виде говорливости, двигательной активности.

Диагноз может поставить только психоневролог на основании энцефалограммы.

Гиперактивность не лечат, а успокаивают нервную систему, чтоб ребенок смог регулировать свое поведение, медицинские препараты должен назначать исключительно лечащий врач.

 

Какие действия должен предпринять родитель?

 

Отследить симптомы. Для этого  необходимо периодически помечать наличие симптомов в анкете.

Анкета для родителей

Инструкция: поставьте галочки напротив тех высказываний, с которыми Вы согласны:

Мой ребенок:

очень подвижен, много бегает, постоянно вертится

 

спит намного меньше, чем другие дети

 

очень говорлив

 

не может спокойно играть или заниматься чем-то

 

с трудом дожидается своей очереди (в играх, в магазинах)

 

начинает отвечать, не дослушав вопроса, или, наоборот, задав вопрос, не слушает ответа

 

часто мешает другим, вмешивается в разговоры взрослых

 

не может спокойно дожидаться вознаграждения (если, например, обещали ему что-то купить)

 

часто не слышит, когда к нему обращаются

 

легко отвлекается, когда ему читают книгу

 

часто не доводит начатое дело (игру, задание) до конца

 

избегает занятий, где требуется длительное сосредоточение

 

 

Если в течение полугода и в детском учреждении и дома наблюдаются не менее семи перечисленных симптомов, следует обратиться к психоневрологу, который в свою очередь направит ребенка на энцефалограмму.
Следовать рекомендациям врача
Подключить к лечению психолога/психотерапевта для коррекции поведения и развития внимания.
Комплекс родители-ребенок – основа социализации и нормального развития ребенка.

 

Родители гиперактивных детей должны помнить про:

[*]   Дисциплинарные меры. Дисциплинарные меры на гиперактивного ребенка не влияют, бесполезно говорить «Не делай!», «Нельзя!», «Перестань!», эффективно – отвлечь на другое, более положительное действие.

[*]   Эмоциональный фон общения с ребенком должен быть ровным и позитивным
[*]   Недопустимы проявления эйфории от успехов ребенка и отталкивание из-за неудач.
[*]   Тактика вседозволенности недопустима, поскольку дети быстро превращаются в манипуляторов.
[*]   . Необходимы четкие и короткие инструкции: не следует давать задания, которые складываются из более чем 10 слов; нельзя давать сразу несколько поручений (убрать игрушки, почистить зубы, умыться и т.д.), ребенок их просто не запомнит; лучше давать следующее задание после выполнения предыдущего.
[*]   Система ограничений и запретов должна быть четкой и неукоснительно выполняться, немаловажно и то, что количество запретов должно быть минимальным и они должны касаться исключительно безопасности и здоровья ребенка; так же должны быть введены санкции, которые могут быть использованы в случае нарушения запрета.
[*]   Четкий распорядок дня, который не нарушается, даже в исключительных ситуациях, дает ребенку чувство стабильности и покоя.
[*]   Для того, чтоб ребенок смог услышать взрослого и переключиться на новый вид деятельности, необходимо заранее предупредить про перемены и дать ему время на переключение, можно использовать звуковой сигнал.

[*]   Построение фраз. В общении с гиперактивным ребенком лучше сказать «Можно побегать на улице», вместо  «Прекрати суету!».

[*]   «Не виновен!». Главное – сохранять спокойствие и помнить, что в основе гиперактивности лежат органические нарушения, в которых ребенок не виноват.

 

Как играть с гиперактивными детьми

 

Функция, на тренировку которой направлены игры

Индивидуальные

Групповые

Внимание

«Запрещенное движение»

«Найди отличие»

«Запрещенное движение»

«Передай мяч»

«Броуновское движение»

Контроль двигательной активности

«Разговор с руками»

«Море волнуется»

Контроль импульсивности

«Съедобное-несъедобное»

«Говори!»

«Съедобное-несъедобное»

«Сиамские близнецы»

 

«Запрещенное движение». Перед началом игры ведущий показывает 1-3 (чем младше ребенок, тем меньше кол-во запрещенных движений) движений, которые нельзя повторять. Затем ведущий начинает делать движения, а игрок должен их повторить, кроме тех, которые запрещены. В групповой - дети становятся вокруг ведущего или в шахматном порядке перед ним.

В индивидуальной работе ребенок иногда может выступать в роли ведущего.

«Найди отличие». Представлены в виде двух, на первый взгляд, похожих картинок, но на одной из них есть определенное количество «неточностей», которые следует найти. Всем знакомые картинки «Найди отличия» часто встречаются как в печатных изданиях для детей так и в формате Online игр (следует помнить, что продолжительность непрерывной работы на компьютере для детей должна быть следующей: 5 лет – до 7 минут, 6 лет – до 10 мин, 7 – до 15 мин; в день лимит общего времени: 5 лет – до 15 мин, 6 –  до 20 мин, 7 – до 30 мин) 

«Разговор с руками». Обведите на листе бумаги две ладошки ребенка. Предложите ребенку «оживить» ладошки – нарисовать им глазки, ротик, шляпы, прически. Можно раскрасить определенным цветом каждый пальчик. После выполнения этой работы можно начать беседу с пальчиками, спросить: «Как вас зовут?» (может ребенок придумает свои имена пальчикам), «Что вы любите делать?», «Что вы не любите», «Какие вы?». При этом необходимо подчеркнуть, что руки хорошие, они много умеют делать (перечислить что), но иногда не слушаются своего хозяина.

«Съедобное-несъедобное». Ребенок садится на лавочку, ведущий кидает мяч и одновременно называет какой-либо предмет. Если «это» съедобное – ребенок должен поймать мяч. Если несъедобное – отбить. В групповой форме, тот кто «съел» несъедобное становится ведущим. Ориентировочный список слов: молоко, яблоко, корова, ложка, колбаса, колесо, арбуз, груша, машина, малина, ласточка, коробка, хлеб, вода, соль, яблоко, крошка, кефир, кегли…

«Говори!». Ребенку задаются разные вопросы, но отвечать на них можно только после условного сигнала, например, сложенные на груди руки или почесывание затылка. Если вы задали вопрос, но не сделали оговоренное движение, ребенок должен молчать, даже если ответ крутится у него на языке. Примечание. Во время этой игры-беседы можно достигать дополнительных целей в зависимости от характера задаваемых вопросов. Так, с интересом расспрашивая ребенка о его желаниях, склонностях, интересах, привязанностях, вы повышаете самооценку ребенка; задавая вопросы по содержанию последних пройденных на занятиях тем (математика, английский, лепка и т.д.), вы параллельно с развитием волевой регуляции закрепите определенные знания.

 «Передай мяч». Играющие становятся в круг на расстоянии шага друг от друга. В руках одного из играющих мяч. По сигналу педагога дети начинают передавать мяч по кругу, говоря рифмовку:

«Раз, два, три,

Мяч скорей беги,

Четыре, пять, шесть,

Вот он, вот от здесь!

Семь, восемь, девять,

Бросать кто умеет?

Я!...»

Тот, у кого при слове «я» мяч оказывается в руках, выходит на середину круга с мячом и говорит:

«Раз, два, три, беги!»

После этих слов дети разбегаются в разные стороны, а водящий с мячом бросает его, не сходя с места, в разбегающихся детей. Тот ребенок, в которого попал мяч, пропускает одну игру. Остальные дети снова становятся в круг. Мяч в руках у бывшего водящего. Игра начинается снова. Передавать мяч можно и в одну и в другую сторону.

«Броуновское движение». Все дети встают в круг. Ведущий один за другим выкатывает в центр круга теннисные мячики. Детям сообщаются правила игры: мячи не должны останавливаться и выкатываться за пределы круга, их можно толкать рукой или ногой. Если участники успешно выполняют правила игры, ведущий один за другим вкатывает дополнительное количество мячей. Смысл игры  - установить командный рекорд по количеству мячей в круге.

 «Море волнуется». Выбирается ведущий. Он отворачивается от остальных и произносит считалочку (пока он говорит, все игроки двигаются хаотично)

«Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три,

Морская фигура на месте замри!»

Игроки замирают, изображая «морские» фигуры. Ведущий подходит к любому игроку, дотрагивается до него рукой – игрок изображает, кого именно он показывает. Задача ведущего – отгадать, что это за фигура. Если игрок изображает непохоже, он становится ведущим на следующий этап. Загадываются также: звериная фигура, птичья, клоун-фигура, рабочая, безумная фигура и т.д.

 «Сиамские близнецы». Инструкция детям: «разбейтесь на пары, встаньте плечом к плечу, обнимите друг друга за пояс, правую ногу поставьте рядом с левой ногой партнера. Теперь вы сросшиеся близнецы: две головы, три ноги, одно туловище и две руки! Попробуйте походить по помещению, что-то сделать, лечь, встать, порисовать, попрыгать, похлопать в ладоши и т.д.» Чтобы «третья» нога действовала «дружно», ее можно скрепить веревочкой, резинкой, шарфом.

P.S. Письмо от гиперактивного ребенка

Любимые мои папочка и мамочка!

Ну не могу я себя по-другому вести. Я хочу все и сразу: сидя лежать, лежа сидеть! Обещая каждый день вести себя хорошо, я очень-очень стараюсь, но у меня ничего не получается. Я искренне не могу понять, почему же вы не скачете вместе со мной. Нам бы было так весело и я бы чувствовал, что вы меня понимаете. Любите и принимайте меня таким какой я есть!

Ваш маленький попрыгунчик